|
Новости04.12.2010Состоялась дискуссия Молодежного клуба ВРНС, посвященная обсуждению социально-психологических моделей и юридических форм деятельности сообществ граждан – приверженцев традиционных духовных ценностей. В центре внимания участников дискуссии был доклад давнего партнера Молодежного клуба ВРНС, руководителя Общинного центра педагогики «Спас» Игоря Константиновича Лизунова. С разрешения администратора сайта ВРНС мы перепечатываем текст доклада руководителя Общинного центра педагогики «Спас» И.К.Лизунова, сделанный на дискуссионной встрече Молодежного клуба ВРНС. «В настоящее в нашем обществе наблюдается жесткая средовая конкуренция: различные сообщества (социальные среды) борются за преобладание той среды, которую они порождают, и вытекающего из нее соответствующего образа жизни. В борьбе сред одна среда всегда выдавливается и замещается более жизнестойкой и активной. Недостаточно создать здоровую среду, ибо она может погибнуть под натиском негативных вирусов-сред. Жизнь показывает, что чья среда окажется активней, та и будет доминировать. Для примера можно привести распространение агрессивной наркотической среды в нашей стране. Она выражается в определенном образе, как говорят сегодня, стиле жизни, как правило, молодежных субкультур. Эта среда динамична и постепенно размывает любую традицию. Ни государство, ни население к такому виду национальной угрозы оказались не готовы. Это общепризнанный факт ценою в два с половиной миллиона наркозависимых. Поэтому сейчас надо научиться создавать активную православную среду. Необходимо понять средообразующие механизмы, находить разные средовые формы жизнедеятельности и ее защиты, охранения, которые будут расширять и укреплять православное социальное и культурное пространство. Если раньше первым социальным носителем православной среды была семья, то сейчас, как утверждают социологи, семья перестала быть массовой ячейкой для воспроизводства традиционного уклада и образа жизни в силу наличия множества других сред в обществе. Зачастую, даже в православных семьях, дети, достигнув подросткового возраста, уходят из церкви или параллельно приобщаются к какой-либо иной среды — от субкультурно-наркотической до криминальной. Сами родители нуждаются в опоре, и если духовное окормление они могут получать на приходе, то кто поддержит их в обыденной жизни, в решении социальных, политических, общественных и материальных проблем? В настоящее время церковная общественность далеко не всегда справляется с задачей консолидации общества на основе традиционных ценностей. Несомненно, что надо не только заниматься культурно-просветительной работой, но и преображать саму действительность. Между тем, сегодня традиционный нравственный образ жизни поставлен под угрозу, которая актуальна даже для детей и молодежи из воцерковленных семей. При этом значительная масса православно ориентированных, но невоцерковленных соотечественников остается вне приходской жизни. В этой сложнейшей обстановке важнейшей потребностью является создание новой активной общественной православно ориентированной модели различных сообществ, направленных в своей деятельности на бескорыстное служение . Встраиваясь в современную общественную ткань, подобные сообщества должны нести с собой православные ценности и понятия, что постепенно и естественно расширят как социальные, так и пространственные, коммуникативные воздействия традиционных духовных ценностей на общество в целях его духовно - нравственного оздоровления и сохранения религиозного и национального лица нашего народа. В основе этой модели лежит принцип самоорганизации и механизм взаимодействия и взаимопомощи. Другими словами, это есть добровольно самоорганизовавшееся сообщество людей на основе доверия к тем мировоззренческим ценностям, которые их объединяют. Для простоты назовем ее самоорганизацией. Такие самоорганизации способны к устойчивому объединению и со временем, как правило, с нулевого цикла, естественно создают, используя взаимопомощь и взаимодействие, свою среду, уклад и образ жизни с соответствующими нормами поведения и традициями, исключающими пороки и вредные привычки в силу всеобщей гласности и открытости. Авторитет общественного мнения здесь очень высок. Вокруг таких самоорганизаций, рождающих здоровую и активную среду, действующую на все негативное как вода, выталкивающая палку, вертикально в нее погруженную, собирается огромное количество людей, интуитивно или сознательно тянущихся ко всему положительному, стремящихся к взаимодействию или нуждающихся в помощи. Соприкасаясь с такой средой, человек сразу или постепенно приобщается к ней, перенимает ее поведенческие нормы. А затем и сам начинает участвовать в расширении этой положительно заряженной, направленной на помощь ближним, среды. У людей, попавших в такую среду, укрепляется уверенность, что тебя здесь не бросят, всегда придут на помощь, поправят, если ошибся, удержат от соблазна. Он находит здесь для себя опору, которой сегодня так не хватает всем нам в повседневной жизни. Давайте посмотрим на такую самоорганизацию с точки зрения расширения православного социального и культурного пространства: - она самостоятельно создает, поддерживает и охраняет здоровую и активную среду, готовит свои собственные кадры. - эта среда создается сообществом людей на основе тех положительных духовно-нравственных ценностей, которые собирают, развивают личность, приучают ее осмысленно жить напряженной духовной жизнью, ставя перед ней высшие духовно-нравственные цели. - самоорганизация в своей деятельности образует многочисленные круги доверия, и любой человек, находясь в подобном сообществе, постепенно включается в систему позитивных социальных связей. - каждая самоорганизация в своей обыденной жизни сталкивается с целым комплексом вопросов, связанных с обеспечением ее жизнедеятельности. Это вопросы самообслуживания, непосредственно хозяйственная и экономическая деятельность, направленные на содержание и укрепление присущих этой среде уклада и образа жизни. Они естественно активизируют сообщество, ведь под лежачий камень вода не течет. - любая самоорганизация становится точкой пересечения, узлом связи. Она собирает вокруг себя людей на основе общего дела, учит работать с объединенными ресурсами, экономя государственные средства и эффективно используя привлеченные. Именно в процессе этой деятельности часто встречаются Церковь и власть, бизнес и общество (местная администрация, епархиальные и правоохранительные органы, трудовые коллективы, бизнес-сообщества, представители образования, культуры, здравоохранения, социальные работники, частные лица) и соединяют свои возможности и усилия. В результате рождается новая экономичная социально полезная православно ориентированная модель, обладающая такими характеристиками, как жизнеспособность, активность, доступность, эффективность, гибкость, прозрачность, способность к тиражированию своего опыта. - самоорганизация, создавая подобную среду, естественно и органично проводит и профилактическую работу. Общие ценности и авторитет общественного мнения являются здесь гарантом безопасности против употребления наркотиков и алкоголя, вовлечения в преступный наркобизнес или в другие виды криминала. Но если все же это происходит, то негативное отклонение выявляется на самых ранних стадиях в силу всеобщей гласности и открытости. В таких сообществах воспитательная работа ведется с каждым человеком индивидуально. Здесь нет места формализму и казенщине, и если человек оступился, от него не отворачиваются, он не становится изгоем, ему помогают, поддерживают и возвращают к жизни. - практика показывает, что человек, получив опыт сотрудничества, нахождения или проживания в подобных сообществах, обязательно возвращается туда, если у него произошла какая-нибудь беда или неприятность. Находясь в подобной среде, человек постепенно обретает опору в жизни, некий якорь. Он знает и чувствует, что сюда всегда можно вернуться. Здесь его примут и выслушают. В трудной жизненной ситуации он звонит или приходит, советуется и получает психологическую, моральную, юридическую и физическую поддержку. Такая среда играет для него роль поддерживающего социума. - самоорганизации, направленные на служение Церкви, обществу и государству, не замыкаются в своих узко корпоративных рамках и не принимают сектантскую окраску. Выдавливая все негативное из своей среды, не давая привиться криминальным росткам, они, наоборот, стремятся в своей деятельности к законности, открытости и прозрачности, показывая своей практикой, что только исходя из этих принципов, можно осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, епархиальными и силовыми структурами, коммерческими организациями, муниципальными учреждениями. Заключая напрямую договоры о сотрудничестве и социальном партнерстве с местными администрацией и благочинием, правоохранительными органами, органами наркоконтроля, наркологическими диспансерами, центрами занятости и другими социальными учреждениями, военкоматами и военными частями, участвуя в работе антинаркотических комиссий, подобные сообщества образуют взаимосвязанную среду, целую организованную территорию позитивного взаимодействия на городском, районном и областном уровнях, дополняя их работу и разгружая от текучки, зачастую увязывая в один узел межведомственные отношения и объединяя различные ресурсы для осуществления общих целей. - деятельность подобных самоорганизаций носит ярко выраженный социальный характер. Живая работа с детьми, помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, взаимодействие с широкими кругами общественности прокладывает широкую дорогу миссионерской работе Церкви. Со своей стороны, священнослужители, окормляя подобные сообщества, получают возможность дополнительно охватить и тех людей, которые стоят на пороге Веры. - особое внимание нужно уделить освоению заброшенных территорий, заросших парков, восстановлению разрушенных зданий, памятников культуры, храмов. Думается, и здесь власти пойдут навстречу. Пусть сообщество само решает, как можно использовать эти объекты: организовать ли богадельню, сиротский дом, реабилитационный центр или открыть спортивный комплекс, клуб для работы с молодежью, место для проведения фестивалей или других массовых мероприятий. Главное, чтобы это было полезно обществу и посильно сообществу. А взаимные выгоды здесь очевидны: для администрации – опора в ее работе, ввод новых объектов социального значения, экономия государственных средств; для населения – непосредственная помощь, прямое действие, доверие; для активных членов самоорганизации – служение, место приложения сил, самореализация, а для некоторых – единственная возможность существования. В этой среде рождаются, проходят учебу действием и сдают жизненный экзамен будущие кадры. Подобные сообщества – это кузница кадров, школа проверенных практиков, которых так сейчас не хватает. - в местах, где ведется активная приходская работа, самоорганизации могут разгрузить на уровне благочиния воскресные школы, взяв на себя военно-патриотическую работу, спортивную и допризывную подготовку, проведение лагерей, походов, туристских маршрутов. Подобная деятельность лежит тяжелым финансовым грузом на плечах каждого прихода, ведь для этого нужна серьезная материально-техническая база и подготовленные специалисты. Хочется особо отметить открывающиеся возможности взаимодействия в сфере профилактики и социальной реабилитации больных наркоманией. В 2010 году Федеральная служба наркоконтроля и Русская Православная Церковь подписали договор о сотрудничестве в этой сфере, с использованием приходской и монастырской системы для проведения профилактической работы и социальной реабилитации больных наркоманией. Думается, что и здесь самоорганизации, специализирующиеся в этом роде деятельности, могут быть полезными, заключая договоры о оказании социальных услуг с епархиальными властями, выступая в качестве подрядчика, сокращая церковным структурам существенные затраты. Феномен самоорганизации глубоко укоренен в нашей общей культуре и ее религиозном ядре, несмотря на мощнейшее воздействие разрушающего душу человека современного бездуховного образа жизни. Надо помнить, что самоорганизация народа – это условный рефлекс общества, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Этот процесс невозможно остановить, но его необходимо направлять в позитивное русло приобщения людей к исконным традиционным ценностям русской цивилизации. Именно они придавали мужество и непоколебимую стойкость нашему народу в критические периоды его истории. Проиллюстрируем эти положения на примере деятельности общины «Спас», которая является классическим примером самоорганизации. Начав свою деятельность в 1996 году, как неформальная группа, через два года она была юридически зарегистрирована как общественная организация Обнинская городская казачья община «Спас». В 2006 году на ее базе регистрируется автономная некоммерческая организация Общинный центр педагогики «Спас». Изначально не имея финансовой и административной поддержки, она с нулевого цикла сумела создать большую материально-техническую базу, заслужив своим бескорыстным служением в сфере социального неблагополучия лояльное к себе отношение со стороны государственной власти и доверие простых людей. Основные направления работы: - социальная реабилитация людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе, наркозависимых; - профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе, в сфере наркопреступности и допризывная подготовка молодежи; - организация эффективного взаимодействия ОЦП «Спас» в деле профилактики и реабилитации с государственными органами, службами и местным самоуправлением; - обобщение, систематизация и распространение накопленного опыта, в том числе в сфере самоорганизации коллективов. Основные формы работы: - в сфере профилактики: занятия с детьми и молодежью по игровой коллективной воинской методике «Котел» (ратоборство), занятия по НВП и ОБЖ в рамках школьной программы, туризм, оздоровительная гимнастика, секции по самообороне и пейнтболу; плановые лагеря, походы, экскурсии, беседы, мероприятия, встречи, консультативная помощь при решении проблем семейного неблагополучия, обмен опытом, посещение богослужений, паломнические поездки. - в сфере реабилитации: приобщение реабилитируемых к жизни в коллективе казачьей общины, консультативная помощь людям, члены семей которых употребляют алкоголь или наркотики, психологическая поддержка людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе по телефону. Основные количественные показатели: - в общине стационарно проходят реабилитацию до 20 человек единовременно, 14 человек получают психологическую поддержку амбулаторно. Количество звонков по телефону доверия или получивших консультацию не учитывается. - различные ежедневные занятия охватывают в среднем 65 человек в неделю в различных возрастных группах (от 6 до 16 лет и старше). - через полевые лагеря, походы, туристские маршруты проходят ежегодно 300-350 человек. - община за годы своего существования собственными силами восстановила часть исторической усадьбы Бутурлиных XVIII века в деревне Белкино Боровского района (где разместился центр), открыла библиотеку (более 7 тысяч книг), музей, заканчивает строительство нового здания, в котором будут размещены: производство реабилитационного оборудования, учебные мастерские, школа народных ремесел для детей, комнаты для проживания, что позволит улучшить бытовые условия и увеличить число реабилитируемых до 25 человек стационарно, существенно повысить качество реабилитации и профилактики. Но главное, собственными силами на своей территории построила общинный храм. Основные качественные показатели: - социальная деятельность общины получила общественное признание. Подписаны договоры о сотрудничестве с администрацией Боровского района, с отделом внутренних дел города Обнинска, с Обнинским межрайонным отделом Калужского управления наркоконтроля, с Обнинским благочинием Русской Православной церкви, с рядом коммерческих структур. - деятельность общины широко освещена в СМИ. - в 2009 году община заняла второе место среди общественных организаций в Федеральном конкурсе по социальной реабилитации больных наркоманией, проводимым по линии Федеральной службы наркоконтроля. - достижения общины неоднократно отмечались наградами, дипломами, грамотами, благодарностями, в том числе местной администрацией, а также на федеральном уровне. - опыт работы обобщен и изложен в первой части книги «Ратоборцы» (опыт общинной педагогики). - идет активный обмен опытом с другими регионами, подобные сообщества появились в Московской, Владимирской, Белгородской областях. По благословению правящего архиерея проводятся регулярные богослужения иереем Павлом (Кузнецовым) в общинном храме. Участвуют и взрослые, и дети. Насельник Боровского монастыря инок Максим (Смирнов) проводит среди реабилитируемых катехизацию и читает курс истории России. Подводя итог, можно кратко сказать, что за 14 лет своей деятельности в области самоорганизации «Спас» разработал и проверил на практике матрицу самоорганизующейся общественной модели. Ее с успехом можно применять в социальной сфере по разным направлениям, что является актуальным именно сейчас в условиях резкого финансового дефицита и кадрового голода. Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем: под патронажем Всемирного Русского Народного Собора создать общественную систему православно ориентированных сообществ, направленных на бескорыстное служение Церкви и Государству с опорными пунктами в каждом регионе страны. Очевидно, подобная система не будет дублировать уже существующие приходские и епархиальные центры. Ее задача состоит в активизации и стимулировании процессов самоорганизации граждан на местах, направление их в социально полезное русло на основе общего дела, привитие участникам традиционных ценностей с последующим воцерковлением, что поведет за собой расширение православного пространства и, как следствие, естественное противодействие всем деструктивным силам, мешающим этому процессу. Мы предлагаем открыть на базе «Спаса» экспериментальную площадку по подготовке организаторов будущих подобных сообществ и методического обеспечения их деятельности. С духовной точки зрения их служение, возможно, может рассматриваться и как один из видов церковного послушания. Правовая форма общественных объединений, создаваемых приверженцами традиционных духовных ценностей На данный момент существует готовая юридическая форма для деятельности предлагаемой модели. Это статус социально ориентированной некоммерческой организации. Ее формы утверждены в апрельских (вступили в силу 18 апреля 2010 года) поправках к Федеральному закону от 05. 04. 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Мы обращаем внимание на то, что сообщества, направленные на бескорыстное служение, ищут не контроля над принятием решений, как оппозиционно настроенные организации, а точку приложения сил, место для служения. Не контролировать администрацию, а разгружать, дополнять конкретными делами, ведь позитивная самоорганизация – есть творческий и талантливый коллективный исполнитель. Мы убеждены, что позитивная самоорганизация граждан является ключом к созиданию и лечению многих застаревших социальных болезней российского общества. В условиях же современного кризиса развитие различных форм самоорганизации сможет усилить многие антикризисные программы и создать модели, нейтрализующие негативные явления в обществе. Реализация подобного подхода поможет активизировать, стимулировать в рамках существующих отношений добровольную самоорганизацию граждан, которая является показателем и катализатором всех общественных процессов в демократическом обществе, неким средостением между «верхами» и «низами» в структуре общества, способствующих взаимодействию между ними, увязывая в единое целое волю и ресурс «сверху» с творчеством и инициативой «снизу». 05 декабря 2010 года http://www.vrns.ru/docs/detail.php?nid=1187&binn_rubrik_pl_news=4
Для справки: Общинный центр педагогики «Спас» является лауреатом конкурса ФСКН РФ среди общественных объединений на лучшую программу в сфере социальной реабилитации больных наркоманией. В 2010 году в «Библиотеке Молодежного клуба ВРНС» вышла книга И.К.Лизунова «Ратоборцы. Опыт общинной педагогики», которая пользуется большой популярностью среди активистов-общественников, занятых молодежной работой. |
||||
|
|||||
Copyright 2005 © ОГКО "Спас". Все права защищены |